Эксперты ОНФ выявили топ-10 препаратов, закупки по которым не состоялись за первые пять месяцев 2019 г. Рейтинг составлен на основе открытых данных о закупках лекарств и официальных данных Федерального казначейства.
По мнению экспертов Народного фронта, одной из причин несостоявшихся закупок препаратов является несовершенство механизма определения начальной цены контрактов, который отражен в приказе Министерства здравоохранения РФ №871н. По данным, полученным ОНФ в Федеральном казначействе, за первое полугодие 2019 г. более 45 тыс. закупок лекарств в стране остались без участников торгов.
«Использование референтной цены – это не единственная причина, по которой тысячи тяжелобольных людей могут остаться без лекарственного обеспечения. Это целая методологическая цепочка, которая требует скорейшего пересмотра. Мы провели собственный мониторинг закупок по препаратам и получили официальные данные Федерального казначейства, в итоге выделили четыре фильтра, по которым можно увидеть сложившуюся ситуацию в стране с закупкой лекарств», – сказал руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Валерий Алексеев.
Топ-10 препаратов по количеству несостоявшихся закупок, включая повторные (данные за 01.01 – 01.06)
Больше всего не состоялось закупок препарата антипсихотического действия Хлорпромазин (251 закупка), который входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Его применяют при различных состояниях психомоторного возбуждения. На втором месте вакцина для профилактики бешенства – не состоялось 157 закупок. Третье место — иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита — 144 закупки не состоялось.
Препарат | Количество закупок | Фармакологическая группа | |
1. | Хлорпромазин | 251 | Препараты психотропные / Психоаналептики |
2. | Вакцина для профилактики бешенства | 157 | Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине / Сыворотки иммунные |
3. | Иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита | 144 | Сыворотки иммунные / Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине |
4. | Ниволумаб | 136 | Препараты противоопухолевые |
5. | Интерферон альфа-2b | 115 | Иммуномодуляторы |
6. | Колистиметат натрия | 93 | Препараты антибактериальные для системного использования |
7. | Азоксимера бромид | 65 | Иммуномодуляторы |
8. | Ривароксабан | 56 | Антикоагулянты |
9. | Инсулин детемир | 54 | Препараты для лечения сахарного диабета |
10. | Афлиберцепт | 48 | Препараты противоопухолевые |
Топ-10 препаратов по сумме несостоявшихся закупок, исключая закупки того же наименования лекарств, тех же самых организаций (данные за 01.01 – 01.06)
На 777,3 млн руб. не смогли закупить противоопухолевый онкопрепарат Ниволумаб (136 закупок). На втором месте препарат Дорназа, применяемый при кашле и простудных заболеваниях. Не состоялось пять закупок на сумму 654,2 млн руб., третье место – 34 несостоявшихся закупки противоопухолевого онкопрепарата Цетуксимаб на сумму 487,2 млн руб.
Препарат | Общая сумма, руб. | Фармакологическая группа | |
1. | Ниволумаб | 777 336 023 | Препараты противоопухолевые |
2. | Дорназа | 654 229 700 | Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях |
3. | Цетуксимаб | 487 247 626 | Препараты противоопухолевые |
4. | Эрибулин | 369 956 786 | Препараты противоопухолевые |
5. | Бевацизумаб | 349 032 033 | Препараты противоопухолевые |
6. | Ламивудин | 319 449 317 | Препараты противовирусные для системного применения |
7. | Дабрафениб | 227 141 017 | Препараты противоопухолевые |
8. | Колистиметат натрия | 222 376 539 | Препараты антибактериальные для системного использования |
9. | Вирус папилломы | 215 755 585 | Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине |
10. | Инсулин детемир | 202 647 526 | Препараты для лечения сахарного диабета |
«Обнаружились интересные факты, связанные с противоопухолевыми препаратами для онкобольных и перечнем заказчиков, которые не смогли закупить лекарственные препараты. Например, если из статистики Федерального казначейства убрать закупки, осуществляемые региональными министерствами и ведомствами, то сильнее всего ситуация с ценами на лекарства отразилась на онкологических клиниках», – рассказал Алексеев.
Топ-10 пострадавших заказчиков-онкоцентров по данным Федерального казначейства по сумме несостоявшихся закупок, возможно, включая повторные (данные за 01.01 – 30.06)
Воронежский областной клинический онкологический диспансер в первом полугодии 2019 г. не смог закупить лекарств для онкобольных региона на сумму около 1,5 млрд руб. На вторую строчку попал Клинический онкологический диспансер №1 Краснодарского края с суммой около 1,4 млрд руб. На третьей позиции – Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского с суммой около 1,3 млрд руб.
Заказчик | Общая сумма, руб. | |
1. | БУЗ Воронежской области «Воронежский областной клинический онкологический диспансер» | 1 469 301 254 |
2. | ГБУЗ «Клинический онкологический диспансер №1» Министерства здравоохранения Краснодарского края | 1 366 300 231 |
3. | КГБУЗ «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер имени А.И. Крыжановского» | 1 288 996 039 |
4. | ГАУЗ Свердловской области «Свердловский областной онкологический диспансер» | 1 167 606 430 |
5. | ГБУЗ города Москвы «Московская городская онкологическая больница № 62 Департамента здравоохранения города Москвы» | 1 166 855 728 |
6. | ГБУЗ Иркутской области «Областной онкологический диспансер» | 1 073 080 962 |
7. | ГБУЗ Кемеровской области «Областной клинический онкологический диспансер» | 1 101 489 760 |
8. | ГБУЗ Ставропольского края «Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер» | 1 040 995 479 |
9. | ГБУЗ «Санкт-петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический)» | 965 009 285 |
10. | ОГБУЗ «Белгородский онкологический диспансер» | 876 720 201 |
«Онкологические заболевания – вторая из основных причин смертности в мире. Рак уносит жизни каждого шестого человека. Здесь финансовые затраты на лечение очень серьезные, а лечение болезни зачастую требует четких периодических дозировок. Разговор со смертью короткий, а статистика по несостоявшимся закупкам препаратов устрашает», – добавил Алексеев.
Топ-10 онкопрепаратов по количеству несостоявшихся закупок, включая повторные (данные за 01.01 – 01.06)
По данным ОНФ за пять месяцев в топ-10 несостоявшихся закупок попали противоопухолевые препараты на сумму около 3,4 млрд руб. В первой тройке препараты: Ниволумаб, Афлиберцепт, Бевацизумаб.
Препарат | Количество закупок | Общая сумма, руб. | |
1. | Ниволумаб | 136 | 839 605 924 |
2. | Афлиберцепт | 48 | 169 534 516 |
3. | Бевацизумаб | 45 | 389 116 237 |
4. | Акситиниб | 44 | 201 963 460 |
5. | Эверолимус | 38 | 171 879 856 |
6. | Эрибулин | 36 | 399 021 804 |
7. | Палбоциклиб | 36 | 195 866 917 |
8. | Цетуксимаб | 34 | 564 786 836 |
9. | Нилотиниб | 34 | 206 195 722 |
«Ситуация с онкологией особенно настораживает. Предполагаю, что причина несостоявшихся закупок онкопрепаратов – это недостаточная квалификация управленческих процессов. Необходимо усилить работу органов управления здравоохранением на региональном и на федеральном уровнях с производителями и поставщиками лекарственных средств. В национальном проекте «Здравоохранение» онкология – один из главных приоритетов, однако приказ о расчете начальной (максимальной) цены контракта становится препятствием к реализации «майского указа» президента России, лидера ОНФ Владимира Путина. На мой взгляд, никаких действий органами управления здравоохранением не предпринято, кроме первого и пока единственного совещания, которое инициировал ОНФ в начале 2019 года», – отметил эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Николай Дронов.
В свою очередь, эксперт проекта ОНФ «За честные закупки» Константин Перов назвал три причины, которые приводят к занижению начальной цены контракта при проведении закупок лекарственных средств: «Во-первых, это сам жесткий алгоритм приказа Минздрава РФ №871н, который безальтернативно обязывает заказчиков использовать самую низкую цену из всех возможных источников информации без каких-либо механизмов ее проверки на адекватность. Во-вторых, это особенности интерпретации норм данного приказа в регионах, что приводит к перегибам в поиске информации о низких ценах. В-третьих, это история с заниженными и посчитанными с грубыми ошибками референтными ценами, которые использовались в расчетах весь первый квартал этого года».
Он отметил, что приказ абсолютно не учитывает разницу между видами заказчиков: крупными покупателями (это региональные органы управления здравоохранением, закупки которых характеризуются небольшим ассортиментом и большими объемами), и лечебно-профилактическими учреждениями (они работают на других сегментах рынков, с очень широким ассортиментом и порой мизерными объемами по каждой из позиций). Для исправления ситуации этот приказ нужно кардинально пересмотреть, уверен Перов.
«Согласно статистике Федерального казначейства, за первое полугодие 2019 года в четырех регионах почти половина закупок является не состоявшимися: Саратовская область – 48,2 процента, Республика Дагестан – 44,6 процента, Псковская область – 44,1 процента, Орловская область – 43% процента. Страшно представить состояние тех больных и их семей, которые ждут эти препараты и назначенное лечение. Мы отправили запрос министру здравоохранения и рассчитываем, что по ситуации будут предприняты безотлагательные меры, включая запуск системы мониторинга остатков лекарственных препаратов в регионах, чтобы не допустить нехватки лекарств», – подытожил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.