На площадке платформы открытого диалога МЕДИА.ОНФ команда проекта ОНФ «Поиск» и отряда «ЛизаАлерт» рассказала журналистам об основных опасностях, угрожающих людям в зимние каникулы, а также развенчала мифы, которые осложняют работу добровольцев-спасателей.
Первое, о чем заявил координатор проекта ОНФ «Поиск», председатель добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Григорий Сергеев: «Правила трех суток не существует! Заявление в полиции обязаны принять сразу. Если у вас есть основания, вы можете подать заявление даже через час после предполагаемой пропажи близкого человека. Никакого лимита времени нет, заявление обязаны принять в любом отделении полиции. Процесс может пойти быстрее, если вы обратитесь в полицию по месту жительства пропавшего. Причем независимо от ваших родственных связей с пропавшим. И ни в коем случае не надо ждать трое суток для подачи заявления о пропаже близкого».
«В 2019 году в России не найдено более 20 тысяч людей, почти все они в конечном итоге погибли. Эта проблема по демографической значимости соизмерима с ковидом и ДТП, – отметил руководитель административной группы проекта ОНФ «Поиск», координатор добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Олег Леонов. – Третий год бьемся за принятие необходимых поправок в законодательство, но не можем добиться. В Госдуме лежит закон, который позволит без предварительного запроса в суд начинать поиски по телефону. Однако в том виде, в каком он вынесен на утверждение Думе, этот закон почти никого не спасет. Мы написали поправки, они очень важные и касаются точности определения местоположения. Именно с поправками необходимо принимать этот документ».
Добровольцев поддержал начальник службы применения пожарно-спасательных сил департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы Александр Дергачев: «У нас по Москве есть случаи, когда мы долго ищем человека, тратим колоссальные ресурсы, хотя могли бы завершить поиск за час. Но у нас нет такой возможности, для этого необходимы изменения в нормативно-правовой базе. У нас отлично подготовленные подразделения, прекрасная техника, но этого мало на большой лес. Даже 200 добровольцев на некоторые наши леса будет мало! А зимой, когда счет идет на часы? Нам необходима техническая возможность определения местоположения человека с высокой точностью».
В эфире МЕДИА.ОНФ прошло интервью Григория Сергеева с участницей трагической истории, случившейся на Северном Урале два года назад, Еленой Осиповой. Спасатели и добровольцы несколько суток искали в зимнем лесу двух девушек, отставших от туристической группы. Одна из них погибла, второй – после ее спасения пришлось ампутировать ноги. Девушка подтвердила в эфире главный посыл поисковиков: у нее был с собой мобильный телефон, и она вела разговоры со спасателями, но отсутствие современных технологий не облегчило поиск.
Григорий Сергеев подчеркнул: «Если у человека с собой есть мобильный телефон – это помогает спасателям, но далеко не настолько, как если бы спасатели могли применять современные технологии. Определение с точными координатами называется AML (Advanced Mobile Location) и стоит на вооружении экстренных телефонов во многих странах мира. Можно сделать подобную технологию, которая будет использовать координаты не только GPS, но и ГЛОНАСС. Она должна быть».
Также гости студии рассказали о необходимости создания базы данных неизвестных пациентов. В эфире прозвучала история, подтверждающая их слова: если человек с деменцией попал в больницу, это совсем не значит, что его скоро идентифицируют, родные успокоятся, а добровольцы прекратят поисковую операцию. Героиня этой истории рассказала, что ее мать искали шесть месяцев, и все это время она была в лечебном учреждении, потому что, страдая расстройством памяти, назвала врачам девичью фамилию, а по всем сводкам проходила по фамилии в паспорте.
В преддверии праздников эксперты также напомнили, что лед на водоемах, тем более при теплой зиме, представляет угрозу для детей. Кроме того, они рассказали, как следует себя вести, если вы встретили детей без родителей или дезориентированных пожилых людей. У них необходимо уточнить, помнят ли они имя, фамилию, позвонить по номеру 112, сфотографировать человека, дождаться приезда спецслужб. И самое главное – оставаться на месте.