ОНФ направил в Министерство просвещения РФ обращение с предложением информировать руководителей регионов о механизмах реализации концепции базовых школ РАН в субъектах страны.
Экспертное заседание тематической площадки ОНФ «Образование» было посвящено обсуждению инициативы Российской академии наук по созданию базовых школ РАН в регионах России. В дискуссии приняли участие: вице-президент РАН, академик Алексей Хохлов, статс-секретарь – заместитель министра просвещения Российской Федерации Павел Зенькович, а также представители региональных органов исполнительной власти в сфере образования, профессионального и экспертного сообществ.
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного фонда «Талант и успех», модератор тематической площадки Народного фронта «Образование» Елена Шмелева сообщила о том, что в адрес Движения поступают обращения от педагогических сообществ, родительских комитетов общеобразовательных школ, а также органов исполнительной власти регионов.
«Люди в регионах встревожены тем, как на практике будет реализован проект Российской академии наук по созданию базовых школ РАН. Мы не можем оставить эти обращения без ответа, поскольку речь идет об общеобразовательных муниципальных учреждениях, в которых предполагается осуществить некие процедуры по выявлению и отбору талантливых детей для их дальнейшего обучения силами ученых РАН. Здесь как минимум необходимо провести разъяснительную работу, чтобы точно понимать, как Академия наук собирается участвовать в педагогическом процессе», – сказала Шмелева.
Основные направления реализации проекта РАН представил Алексей Хохлов. Он отметил, что цель концепции – создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, чтобы они были ориентированы на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.Это послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом, уверен он.
«Мы здесь не действуем волюнтаристскими методами: наша инициатива согласована и поддержана Минпросвещения России, оформлена соответствующим решением президиума Академии наук», – сказал он.
Для пилотного этапа проекта уже отобраны 110 школ из 32 регионов России. По словам Хохлова, для обучающихся базовых школ РАН и со стороны Академии наук, и со стороны других участников проекта будут предложены профильные учебные курсы и факультативы, а также курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности.
Для того чтобы получить статус базовой, школа должна показывать высокие достижения учащихся в олимпиадах и конкурсах, иметь высокий рейтинг и авторитет. Отобранная комиссией РАН муниципальная школа должна быть готова передать права учредительства на региональный уровень.
«Предполагается использование нескольких моделей реализации нашей инициативы. Первая – это профильная школа, осуществляющая обучение по одному или нескольким профилям для их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Вторая – это школа с углубленным изучением отдельных предметов, в которой подготовка происходит на всех уровнях, начиная с начальной школы. Дальше идет школа-лаборатория, организующая научно-исследовательскую деятельность обучающихся с использованием лабораторной базы наших научных организаций, ведущих региональных университетов. Затем – школа при университете или при научной организации, имеющая многолетний опыт взаимодействия и использования их научно-образовательного потенциала. Еще один вариант – это школа как ресурсно-сетевой центр, обладающий потенциалом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с обучающимися других школ. И, наконец, смешанная модель, включающая в себя несколько вариантов, о которых я сказал», – отметил Хохолов.
Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов представил обобщенные замечания участников межрегионального совещания, прошедшего в Новосибирске в середине марта, а также членов рабочей группы «Образование и наука» Государственного совета РФ. По его словам, руководители регионов обеспокоены тем, как концепция базовых школ РАН будет реализована на практике в субъектах. В частности, это вопросы, связанные с возможным переводом муниципальных школ на федеральный или региональный уровень с соответствующим ростом нагрузки на бюджеты, а также уже существующие в аналогичных проектах сложности с межбюджетными отношениями, высокие требования к материально-технической базе учреждений для одаренных детей, что говорит о необходимости дополнительного финансирования.
Также не до конца ясными, по мнению Нелюбова, выглядят вопросы соотношения методов обучения и технологий, применяемых в базовых школах РАН с федеральными стандартами и методиками, кадровой комплектации учреждений и то, как будет организовано государственно-частное партнерство в сфере общего образования. Он добавил, что выступает против идеи начинать конкурный отбор с начальных классов, и предложил проводить набор, начиная с 7-8 класса.
«От идеи до внедрения – колоссальная работа, и ее можно начать, используя, например, успешный опыт деятельности специализированных учебно-научных центров (СУНЦ при вузах). Давайте их и рассмотрим в качестве модели опорных школ. Еще более интересной выглядит работа с одаренными детьми в регионах, развернутая на базе отделений центра «Сириус», – заключил Нелюбов.
Заместитель министра просвещения РФ Павел Зенькович предложил регионам относиться к инициативе РАН как к дополнительной возможности расширить работу с одаренными детьми: «Предполагается, что к концу 2019 года мы реализуем два или три пилотных проекта, посмотрим, как они начнут работать, и учтем этот опыт в дальнейшем. Скорее всего, единой модели базовой школы РАН не будет, будет многообразие с учетом специфики регионов и возможностей РАН, то, что академик Хохлов назвал смешанной моделью».
Говоря про опасения педагогического сообщества, он пояснил, что проект пока предполагает создание специализированных классов в базовых школах РАН, и подчеркнул, что существующий порядок прикрепления учащихся к муниципальному образовательному учреждению будет сохранен.
Хохлов поддержал замминистра: «Конечно, Академия наук не собирается переподчинять себе школы или каким-то образом насильно вмешиваться в учебный процесс. Я об этом сказал в начале своего выступления. Мы хотим помочь своими ресурсами талантливым детям, мы готовы к общественной дискуссии и со своей стороны учтем высказанные сегодня замечания в своей концепции».
В заключение Шмелева добавила, что базовые школы РАН могли бы стать в регионах точками роста для региональных систем образования, флагманами обновления содержания образования и технологий обучения, выступить стажировочными площадками для педагогических работников других образовательных организаций.
«Но сначала концепция создания и развития базовых школ РАН должна пройти общественную, научную и педагогическую экспертизу. Отрадно, что коллеги это поддерживают, и мы заканчиваем разговор на конструктивной ноте. Общественность уполномочила Народный фронт взять обсуждаемую проблематику под свой контроль, поэтому самое правильное, что мы должны сделать сейчас, – попросить Минпросвещения России провести соответствующую разъяснительную работу, чтобы не создавать в регионах дополнительного напряжения», – заключила Шмелева.