Девять из десяти российских подростков хотят начать работать до наступления совершеннолетия, а каждый третий хотел бы попробовать себя в роли волонтера. Это показал опрос «Школьники: Ориентиры и ценности», который провели эксперты проекта ОНФ «Равные возможности – детям» и фонда «Национальные ресурсы образования». В нем приняли участие 2,5 тыс. школьников 13-18 лет из 84 регионов.
Среди причин, по которым подросткам интересно ранее трудоустройство, – желание получить первый трудовой опыт для устройства на работу в будущем (44% опрошенных), возможность иметь деньги на карманные расходы (40%), материально поддержать родителей (7%).
Каждый третий школьник отметил, что ему не хватает подходящих вакансий, 18% – что хотят найти работу на период летних каникул, еще 10% – что не смогли найти работодателя, который бы принял на работу несовершеннолетнего.
Поиск первой работы часто предшествует выбору профессии: 46% участвовавших в опросе школьников отметили, что пока не определились с будущей специальностью.
О том, что они уже работают, сообщили 4% опрошенных подростков. Еще 4% активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства для отработки востребованных у работодателей навыков.
«Ребята ищут себя в разных сферах: строительство, производство продуктов питания, дизайн, фото- и видеосъемка, оказание услуг в сфере красоты, интернет-продажи, – сказала член Центрального штаба ОНФ, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Кому-то первую работу дают родители, кто-то самостоятельно находит клиентов в интернете. Но и тем, и другим не хватает знаний о том, как устроиться на работу, какие документы нужны. А еще – за какими объявлениями могут скрываться мошенники».
Волонтеры проекта ОНФ «Равные возможности – детям» помогают школьникам в этом направлении. Так, в подмосковной Лобне Юлия Макушкина проводит серию мастер-классов «Полицейский», «Я адвокат», а в Томске Александр Муравский организует мероприятия «Юный правовед». А Ирина Бокова из Ростовской области создала кружок «Ты в мире профессий – правильный путь к успеху». В Оренбурге работает кружок «Профстарт», в Перми – «Мастерская профессий», в Назрани – «Финансовая грамотность», в Сыктывкаре – мастерская «Активный гражданин». Волонтеры знакомят детей с миром профессий и дают навыки, которые помогут сделать первые шаги во взрослом мире.
Опрос также показал, что подростков привлекает не только наемный, но и общественно-полезный труд. 17% школьников сообщили, что уже занимаются волонтерской деятельностью, еще 16% имели такой опыт в прошлом, а 37% хотели бы попробовать.
Чаще всего ребята участвуют в экологических акциях – убирают территории, сажают деревья, выступают в качестве наставников, вожатых, организуют досуг для младших детей, участвуют в социально-бытовой помощи конкретным людям. Многие ребята извлекли для себя из этого большой опыт.
«Согласно опросу, 60 процентов ребят считают, что современной молодежи в целом в большей степени свойственна лень, и только 32 процента – что ей присуще трудолюбие. Но своим же примером подростки доказывают обратное. Первые созидательные порывы школьников работать, помогать другим, должны поддержать взрослые», – сказала Духанина.
При разработке содержания школьного образования нужно особое внимание обратить на темы профориентации и практические навыки, которые помогут школьникам быстрее адаптироваться в жизни, добавила она.