Эксперты ОНФ обеспокоены ростом учебной нагрузки на школьников. На изучение всего того, что предусмотрено в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования (ФГОСы), детям попросту не хватает времени. ОНФ обратится в Роспотребнадзор с просьбой разработать максимальную суточную норму нагрузки на школьника. А в Российскую академию наук и Российскую академию образования эксперты направят запросы с предложением оценить, способен ли ребенок справиться с нынешними образовательными программами в отведенные на это сроки.

Участники рабочего совещания тематической площадки ОНФ «Образование» отметили, что во ФГОСах есть разделение на обязательную часть программы и ту, которую формируют сами школы. Их соотношение должно составлять в начальных классах 80 и 20% соответственно, а в средних – 70 и 30%.

Но практически всем школам страны не удается соблюсти такую пропорцию. В начальной школе вариативная часть составляет не больше 10%, а в средней – только 8% вместо 30%. Дело в том, что объем задач, который содержится во ФГОСах, слишком велик. За отведенное количество часов выполнить требуемый стандарт невозможно. Поэтому для обязательной части программы приходится «откусывать» часы от внеурочной. А для детей тем самым сокращаются возможности выбора занятий.

К примеру, в качестве внеурочного мероприятия учитель создает математический клуб. Но вынужден переносить туда часть обязательной программы, которую не успел рассказать во время урока. Ребенок имеет право не ходить на занятия клуба. Но по факту ему придется это делать, чтобы освоить программу по математике. То есть внеурочная часть обучения превратилась в продолжение уроков и обязаловку.

Не стоит забывать, что кроме этого есть еще и дополнительное образование в виде кружков и секций. И желания родителей в этом вопросе не знают границ – они готовы записать своего ребенка на такое количество кружков, чтобы он вообще не выходил на улицу погулять.

По словам экспертов, «рабочее время» ученика начальной школы сегодня составляет 47 часов в неделю. И это больше, чем у его родителей, работающих в офисе или на предприятии. Такая нагрузка, конечно же, сказывается, на здоровье ребенка. По данным Роспотребнадзора, на сентябрь 2017 г. в стране было только 12% абсолютно здоровых детей.

«Мы рекомендуем Минпросвещения проанализировать соотношение основной и вариативной части образовательных программ российских школ. Наш анализ показывает, что, поскольку нельзя превышать общий объем учебной нагрузки, школы увеличивают количество часов на обязательные предметы и сокращают возможности для выбора. В свою очередь СанПиН должен отражать предельно допустимые нагрузки на ребенка как в школе, так и в системе допобразования. С просьбой разработать такие нормы мы обратимся в Роспотребнадзор, а в РАН и РАО — для анализа проекта новых федеральных стандартов на соответствие предлагаемого содержания и объемов нагрузки возрастным возможностям школьников», – сообщила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Эксперт подчеркнула, что разработка таких нормативов очень важна не только для организации образовательного процесса в школах. Такие профессиональные подсказки необходимы и для родителей – они станут ориентиром в планировании дня ребенка.

Эксперты ОНФ также отмечают, что предлагаемая редакция стандарта увеличивает объем обязательной части основных образовательных программ, на успешное освоение которых к школьной программе придется добавить еще один, двенадцатый год. Ранее опрос «Школьники: ориентиры и ценности» с участием 2,5 тыс. подростков от 13 до 18 лет, проведенный Общероссийским народным фронтом и фондом «Национальные ресурсы образования», показал, что доля детей, которым нравится учиться в школе, за год снизилась с 35 до 28%, а доля тех, кому не хватает времени на выполнение домашнего задания, возросла с 58 до 65%.

«Мы попросим специалистов дать свою оценку предложенной редакции ФГОС и предложения по вариантам их наполнения. Нельзя забывать о том, что стандарт должен соответствовать амбициозной задаче вывода российской школы в десятку лучших в мире. Лучший значит не самый объемный, а открывающий самые широкие возможности», – заключила Любовь Духанина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *