Представители тематической площадки ОНФ «Образование» провели экспертное совещание и обсудили вопросы, которые без преувеличения волнуют всех российских педагогов и родителей детей, обучающихся по программам начального и основного общего образования. Главной темой дискуссии стало содержание проектов обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)размещенных Министерством просвещения Российской Федерации для профессионального и общественного обсуждения на специальном сайте.

«ОНФ в этом году уже не в первый раз советуется с экспертами в сфере образования относительно стандартов обучения (ФГОС). Но если раньше мы оперировали в основном мнениями представителей профессионального сообщества, то сегодня мы имеем конкретный повод и возможность обсудить проекты новых ФГОС непосредственно с разработчиками стандартов и задать им конкретные вопросы. Мы должны руководствоваться тем, что обновление ФГОС имеет прямую связь с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Задача совершенствования образовательного процесса поставлена президентом страны и закреплена в поручениях по реализации послания президента Федеральному собранию», – сказала сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель Образовательного Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева.

Заместитель министра просвещения РФ Павел Зенькович поддержал направление дискуссии, заданное модератором. По его словам, главным мотивом для обновления стандартов была конкретизация требований к предметным результатам: «Новые требования детализируют действующий ФГОС и сохраняют фундаментальный характер образования в России. Мы старались учесть возрастные и психологические особенности учеников с целью предотвращения перегрузки. В обновленных ФГОС содержится минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования».

Поскольку тема стандартизации образовательного процесса является социально чувствительной, Министерство просвещения считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение.

«Мы уже получили сотни мнений со стороны педагогического сообщества, родительских комитетов, в ходе анализа которых мы обязательно учтем все конструктивные предложения со стороны участников образовательного процесса: организаций, учителей и общественности», – сообщил Зенькович.

Сохраняет ли новая редакция ФГОС принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, учитывают ли новые стандарты возможности учителей и обучающихся? Об этом говорила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве, директор гимназии №1520 им. Капцовых Вита Кириченко.

«Если мы задушим деятельность учителя контролем и проверками на каждом шагу, думаю, мы высоких целей не достигнем, и то же самое могу сказать по поводу заданного ФГОС соотношения обязательной и вариативной части программы (70/30). На мой взгляд, объем задач, который содержится во ФГОС, слишком велик и за отведенное количество часов выполнить его практически невозможно, поэтому для обязательной части программы приходится забирать часы от вариативной. Для учащихся тем самым сокращаются возможности выбора, школы перестают обладать той степенью свободы, которая необходима для выявления талантов и способностей детей и, как следствие, тормозится развитие страны в целом». Кириченко добавила, что, по ее мнению, привязки предметных результатов к годам обучения в новых ФГОС быть не должно.Против жесткого распределения содержания по годам обучения выступил и президент ассоциации учителей математики России, директор школы № 57 города Москвы Михаил Случ: «Обязательное содержание, предлагаемое в новой редакции ФГОС, чересчур регламентирует работу учителя. Имеет смысл, если и фиксировать содержание, то не по годам, а по периодам. В математике это интервал 5-6 классов (когда изучается курс математики) и интервал 7-9 классов (когда появляются отдельные курсы алгебры и геометрии). Кроме того, объем обязательной части не дает пространства для углубленного преподавания математики (и «углубленка» никак не заявлена в новых ФГОС, что ставит под вопрос работу сильных школ). А между тем, именно работа с сильными, мотивированными школьниками создает основу для формирования кадров будущей экономики».

Представителям Министерства просвещения пришлось выслушать критику экспертов относительно избыточной нагрузки на школьников. Об этом говорят много и давно. На предыдущем совещании тематической площадки «Образование» ОНФ было принято решение обратиться в Роспотребнадзор с просьбой уточнить максимальную суточную норму нагрузки, поскольку «рабочее время» ученика начальной школы сегодня достигает 47 часов в неделю (фактически больше, чем у его работающих родителей). Начальник отдела организации надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Галина Яновскаяеще раз обратила внимание участников совещания на тот факт, что школы практически не могут сочетать исполнение ФГОС с санитарными правилами. Роспотребнадзор настойчиво попросил, чтобы разработчики образовательных стандартов четко регламентировали и обосновали уровень нагрузки на школьников.

Недостаточно проработанным назвали эксперты ОНФ и статус Всероссийских проверочных работ, подготовка к которым, по некоторым оценкам, отнимает до 25% учебного времени, указав на отсутствие оценки и анализа Министерством просвещения их результатов. ОНФ будет контролировать отражение такого анализа в методических рекомендациях для школьных педагогов, а также в инструментах поддержки школ, показывающих низкие результаты. 

Перечень вопросов, которые требуют уточнения в рамках общественного обсуждения проекта новых ФГОС, оказался весьма широк. В частности, говорилось о проблемах, возникающих при цифровизации образовательного процесса, в том числе, о недостаточном уровне квалификации педагогов, требованиях к использованию цифровых ресурсов без связи с качественными результатами обучения.

«В образовательном стандарте мы хотим увидеть гарантированное использование всех новых образовательных возможностей для развития в итоге цифровой экономики благодаря улучшению подготовки по математике, информатике, естественным наукам при обязательно сохранении гуманитарного образования как основы воспитания и развития человека», – сказала Шмелева.

Зенькович, комментируя выступления участников обсуждения, еще раз подчеркнул, что ОНФ является идеальной площадкой для организации канала обратной связи между государственными органами и обществом, особенно по вопросам, которые касаются всех граждан без исключения. Он пояснил, что ФГОС – это не застывший документ, а инструмент, учитывающий изменяющиеся социальные установки и экономические реалии, поэтому доработка стандартов ведется постоянно, и это будет продолжено.

«Надеюсь, ОНФ здесь нам поможет, и мы будем «сверять часы» – совершенствовать ФГОС с вашим экспертным участием», – заверил замминистра.

Завершая обсуждение, Шмелева сообщила, что ОНФ работает не для галочки в отчете, и общественный контроль над тем, как будет организовано обучение детей, также будет постоянным.

«Качество школы прямо влияет на качество и темпы развития нашей страны, поэтому на следующем заседании тематической площадки «Образование» мы обсудим инструменты мониторинга соответствия ФГОС тем задачам, которые поставлены Стратегией научно-технологического развития России», – подытожила Шмелева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *